Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

 

В народном учебном театре состоялась очередная, шестая в этом учебном году, премьера. Студентка 4 ТФ курса Анна Кистанова была режиссером спектакля по пьесе Николая Коляды «Зануда». На мой взгляд, мало кто из взрослых режиссёров может взяться за работу над таким сложным материалом. Тем приятнее, что юный режиссёр, которому нет ещё и 20 лет, рискнул обратиться к одному из самых сложных периодов в жизни нашей страны – событиям девяностых годов. Самое неожиданное, - что Анне Андреевне удалось проникнуться духом эпохи непростых 90-ых и с полным пониманием стоящих перед исполнителями задач  подобрать актёров. Трагикомедия в одном действии из цикла «Хрущёвка» написана в те же девяностые годы, в ней отражено непростое время и  сложные человеческие отношения. 

Многое в спектакле создано на грани между реальностью и нереальностью. Это подтверждается и звуковым оформлением, где прекрасная бодрая оптимистичная песня той эпохи «А Ленин такой молодой и юный Октябрь впереди» внезапно прерывается шлягером или музыкальной заставкой с рваным ритмом и лёгоньким таким текстом. Всё соткано из противоречий. С одной стороны -  вполне заурядная «однушка» с зелёными обоями, дверью в туалет с наклеенным на неё писающим мальчиком, с выходом на кухню, который похож на выход в иную реальность. С другой стороны – окно, выходящее в парк и манящее к себе. Парк – символ прежней жизни старшего из героев пьесы. В той реалии, которая представлена на сцене,  парк имени Павлика Морозова безжалостно вырубается. Уничтожаются символы целого мира, целой эпохи. Это памятник Павлику, посаженные пионерами прошлых лет деревья… На их месте появляются приметы нового мира -  торговый центр, пустые сегодня и  мрачные аллеи… Однажды окно в  парк распахнулось, и там не оказалось того мира, который был. Но, как мы понимаем, нет и того мира, который идёт ему на смену.  Безвременье… 

Второй герой – Монтёр - духовный сын и духовный антипод старшего героя пьесы - Дядьки. Юноша  производит впечатление человека недалёкого, полуграмотного, даже примитивного. Но автор заставляет нас задуматься: «А виноват ли этот молодой мужчина, что он именно такой?» Да, ведь он не может и не хочет стать другим. Нет, он продукт своей эпохи. Именно она не даёт ему расти духовно. Он просто тупо выживает в той реальности, с которой столкнулся. В ней места возвышенным чувствам и героическим поступкам. Каждый – борется за существование и выживает, а не живёт. Помощи – ниоткуда, поддержки – ни от кого. Любовь… Да есть ли она вообще? «Была, была любовь,» - утверждает молодой герой. И ты понимаешь – любовь была, а, может быть, есть и сегодня в душе этого человека. Как существует любовь или смутное предчувствие (или послечувствие) любви у старшего героя. «Любимая женщина, любимая дочь – все они были в моей жизни!» - пытается докричаться до кого-то старший из героев. 

Анне Кистановой удалось заставить зрителя почувствовать безнадёжное, буквально космическое одиночество человека в этом мире. Актёры сыграли на таком нерве, что зрители откликнулись адекватными эмоциями. И когда главный герой говорит, что нужно оставить хоть кусочек счастливого безоблачного прошлого тем людям, которые создавали прекрасный парк. Пока они ещё живы… 

Но пока герои пытаются на что-то решиться. На что – они пока сами не догадываются. Все в предчувствии и всё в ожидании… Да, кроме окна, которое открылось-таки в прошлое, есть ружьё, которое лежит рядом с фортепиано и должно же когда-нибудь выстрелить. И вся интрига строится на том, что старший из героев всё время шантажирует младшего тем, что возьмёт его в заложники и убьёт. Дядька звонит в милицию, в пожарную, в скорую помощь. Но помощи нет ниоткуда. Все считают, что это просто шутка. Или Дядька с пьяных глаз решил людей напугать. Безнадёжность, безответность, одиночество. Монтёр – младший из героев – вырывается на волю из осаждённой квартиры. Уходит, чтобы его не взяли в заложники и не убили. И возвращается. Чтобы понять человека другого поколения и чтобы понять и воспитать себя. 

Кстати, скупое, но очень точное сценическое оформление тоже делала Анна Кистанова. Оно прекрасно даёт нам возможность увидеть картинку из прошлого. Может быть, не такую, как нам бы хотелось. Но извините, из песни слова не выкинешь. К нашей истории действительно нужно относиться бережно и ничего, ни плохого, ни хорошего, из неё не выбрасывать. Ведь то, что произошло в прошлом, создаёт условия для нашего будущего. А живём мы в настоящем. Спасибо Анне за возможность увидеть жизнь такой.

 

Ольга Соболева