Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

 

14 декабря в колледже состоялась педагогическая конференция на тему «Социально-педагогическое сопровождение адаптации студентов нового набора к образовательной среде колледжа».  Проблема адаптации первокурсников   к условиям обучения в колледже всегда актуальна. Получение профессионального образования молодежью – это и путь в будущую профессию, и развитие новых умений и навыков, и  приобретение социального опыта, и неповторимые студенческие годы. Есть специфические особенности адаптации у  студентов творческих учебных заведений. Все эти и другие вопросы прозвучали на конференции в докладах, сообщениях и комментариях руководящего состава, преподавателей, студентов, классных руководителей и специалистов.

О стратегии воспитательной работы Вятского колледжа культуры по адаптации студентов 1 курса доложила О.И. Пасынкова, зав. отделом воспитательной и социальной работы. В своем выступлении Ольга Ивановна  напомнила, что адаптация – это сложный  процесс активного приспособления личности к изменившейся среде, к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса. Воспитательная деятельность колледжа  основывается на документах, в которых отмечено, что воспитание является  неотъемлемой частью  образовательного процесса и процесса формирования личности. Процесс адаптации длительный и не всегда успешный. Многие проходят этот сложный период быстро и безболезненно. У значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией. Степень социальной адаптации первокурсника в колледже  определяет  множество факторов: индивидуально-психологическими особенностями человека, личностными, деловыми и поведенческими качествами, ценностными ориентациями, академической активностью, состоянием здоровья, социальным окружением, статусом семьи. 

С изменением социально-экономической ситуации в стране меняется и характер молодежи. Ребята чаще продвинуты в знании законов о своих правах, они больше раскрепощены  в поведении, тем самым создавая трудности воспитательного процесса.

Работа коллектива по социально-педагогической адаптации студентов к условиям обучения в колледже на первом курсе является составной частью специальной системы социально-воспитательной работы. Индивидуально-педагогический  подход к каждому студенту, создание условий для самореализации – основная социальная, психологическая и воспитательная задача нашего коллектива. В целом же работа ведется как с самими студентами 1 курса, так и с их родителями. В воспитательной работе нет мелочей. Успех приходит только тогда, когда сами студенты и те, кто работает с ними, представляют коллектив единомышленников. Сегодня колледж является именно таким дружным коллективом. Наша цель – помочь влиться в этот коллектив студентам -первокурсникам.  

Для успешной адаптации новоиспеченных студентов   к образовательному процессу кафедрой социально-культурной деятельности была разработана «Программа социально-психологической адаптации студентов 1 курса». Целью программы является осуществление социально-психологических и педагогических мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов нового набора к образовательно-воспитательному процессу в колледже. Среди задач программы обращают на себя внимание следующие: формирование позитивных учебных мотивов; установление и поддержание социального статуса студентов в новом коллективе; создание дополнительного пространства самореализации личности во вне учебное время и другие задачи и направления. Это позволит сохранить контингент, создаст необходимые условия для формирования мотивации, поможет сформировать учебный коллектив и выведет на совместную учебную и творческую деятельность. Программа рассчитана на весь учебный год, разделена тематически на 3 этапа и ее действие будет завершено к окончанию первого года обучения. 

Из выступления педагога-психолога О. И. Соболевой мы узнали, что студенты-первокурсники проходят психологическое тестирование. На основе полученных данных составляется как психологическая карта группы, так и индивидуальные психологические карты. Для многих из вновь поступивших ребят создаются планы работ на определенные сроки. Каждый студент может ознакомиться с результатами тестирования, получить консультацию и рекомендации. В сложных случаях рекомендуется обращаться за помощью к психологу колледжа, классному руководителю, приглашать на консультирование родителей. 

Адаптация студентов  1 курса к  условиям проживания в общежитии  - это очень серьезное направление в воспитательной работе колледжа. На это направление нужно обратить внимание всему воспитательному отделу: от классных руководителей до администрации. Опыт показывает, что чаще всего нарушения правил внутреннего распорядка у студентов 1 курса  происходят в общежитии, и нам нужно  оказать всевозможную помощь воспитателю Ларисе Геннадьевне Онеговой. Сама Лариса Геннадьевна уверена, что, если классные руководители будут больше внимания уделять вне учебной деятельности студентов, ознакомятся с условиями быта ребят и поддержат их в первые месяцы пребывания в общежитии, адаптация пройдет успешнее и молодое пополнение быстрее втянется в полноценную учебную и творческую деятельность. Лариса Геннадьевна рассказала о мероприятиях, проходящих в общежитии; привела  конкретные примеры адаптации первокурсников и поделилась опытом работы со студенческим контингентом. Примером может служить опыт заселения студентов одной группы в комнаты, расположенные на одном этаже, в одном блоке и студентов 1 курса на одном этаже, чтобы быстрее произошло сплочение первокурсников.

Елена Николаевна Чернядьева сделала сообщение «Изучение адаптации к профессии студентов 1 курса КОГПОАУ «Вятский колледж культуры» в зависимости от типа темперамента» по результатам тестирования студентов. В сообщении было сказано не только о том, какие типы темперамента были выявлены в ходе исследования, но и как студенты с различными типами темперамента существуют в рамках адаптации, как происходит приспособление к новым условиям обучения и быта, чем студенты разных специализаций отличаются друг от друга и как можно компенсировать негативные стороны проявления темперамента у ребят. Елена Николаевна представила методические рекомендации для классных руководителей, которые  помогут подобрать правильные формы и методы работы со студентами в зависимости от специализации и типа темперамента. 

Классный руководитель 1 ТП О.А. Горбова поделилась опытом работы с первокурсниками, проследив в динамике за формированием и развитием  группы и сообщив прогнозы на дальнейшее развитие коллектива. Ольгой Анатольевной проведено много групповых мероприятий, ребята активно участвуют в жизни колледжа, поддерживают волонтерское движение, являются участниками актива колледжа. Контроль со стороны классного руководителя, хороший контакт с родителями, психологом колледжа, воспитателем общежития дает хорошие результаты. Если оценивать развитие группы в динамике, то можно заметить, что по сравнению с сентябрем и октябрем у студентов в ноябре стало меньше пропусков без уважительных причин и повысилась успеваемость.

Большой интерес вызвало выступление «Динамика адаптации студентов Вятского колледжа культуры, обучающихся по специальности «Социально-культурная деятельность» и «Музыкальное звукооператорское мастерство». Авторы работы - Анастасия Вячеславовна Зырянова, преподаватель кафедры «Социально-культурная деятельность и студентка группы 4 ТП специализации «Социально-культурная деятельность» Алена Ушакова. Из выступления Анастасии Вячеславовны и Алены можно сделать вывод, что педагогическому коллективу колледжа нужно приложить усилия для поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации студентов нового набора.

В  завершении конференции собравшимся был предоставлен проект резолюции. В нем участники Первой конференции по адаптации студентов 1 курса  отметили ряд приоритетных направлений по сохранению контингента и адаптации первокурсников. Это:

  • Консолидация усилий педагогического коллектива колледжа, администрации, родителей по сохранению контингента студентов 1 курса и их адаптации.
  • Выработка мер, способствующих успешной адаптации студентов 1 курса.
  • Обеспечение целостности и непрерывности процессов сохранения контингента и адаптации в рамках программы «Социально-психологическая адаптация студентов 1 курса».
  • Выявление дезадаптированных студентов и организация систематической работы с ними.
  • Усиление нацеленности образовательного и воспитательного процесса на создание благоприятной социально-психологической атмосферы колледжа, способствующей адаптации студентов.
  • Организация обучения студентов колледжа на основе индивидуального подхода. 

Перед коллективом колледжа стоит интересная, но непростая задача – максимально сохранить контингент, не допустить «отсева» первокурсников. В то же время, благодаря дифференцированному подходу к студентам, необходимо выявить дезатаптированных студентов и попытаться интегрировать их в социальную, учебную, творческую среду Вятского колледжа культуры.  

 Соболева О.И.